Тина (tina_luchina) wrote in lenobl_travel,
Тина
tina_luchina
lenobl_travel

Category:

Петербуржские прогулки. Царское Село. Александровский парк.

Пасмурно. На небе висят тучки. Выползать из уютной кровати не очень хотелось. Но фантазия нарисовала руины Александровского парка под мрачным небом, и негу как рукой сняло. Прихватив младшего братца, поехала в Царское Село. Всего 25 км и мы в «Саари-мойс». Именно так называлась финская усадьба, располагавшаяся на этом месте, до того как стала владением российского царского двора в 1708году.
Не знаю как другие, а я предпочитаю называть пригороды или улицы старыми названиями. Так и с Пушкиным. Не нравится мне это имя. Не подходит оно ему. Царское Село совсем другой коленкор. Произнося это название уже заранее готов к великолепию дворцов и парков. И ожидания Ваши не обманутся. Голубое небо переходит в голубой цвет дворца. Белоснежные облака откликаются в колоннах Камероновой галереи и лепнине. Золото солнца в отделке Екатерининского дворца. Многие великие потрудились над благолепием этого места. Пруды нежно разбавляют зелень парков. Сюда приезжает масса туристов. Екатерининский парк и дворец «визитка» этого пригорода Санкт-Петербурга. А вот про Александровский парк несколько подзабыто. На радость фотографам и людям, желающим уединения.

Во время ВОВ Екатерининский дворец был основательно разрушен немецкими захватчиками. На нём вымещали свою обиду за стойкость Ленинграда. Не спорю, досталось всем пригородам Санкт-Петербурга, но сегодня мы говорим о Царском Селе. Много времени и сил потребовалось на воссоздание утраченного великолепия. Будем надеяться, что и до Александровского парка и дворца дойдут руки у властьимущих, которые заведуют реставрацией и воссозданием.
До Царского Села можно добраться несколькими путями: маршрутками, электричкой и естественно на машине. Маршрутка довозит страждущих чуть ли не к самым воротам Екатерининского парка. Сегодня мы не пойдём любоваться красотами помпезного парка. Мы обойдём его под створом арки ведущей из дворца в Лицей. Войдём помахав плацу рукой Платц
«Платц»
и оставив шикарные ворота позади Золотые ворота
«Золотые ворота» в пейзажный парк Александровский.
В Александровском парке для внука Екатерины Великой великого князя Александра Павловича Джакомо Кваренги построил Александровский дворец. Александровский дворец Боковой фасад дворца.
Нас встретит тишина и гравийные дорожки. Первым на нашем пути будет Большой китайский мост
«Большой Китайский мост » работы Ч.Камерона, 1780 г. через Крестовый канал. Мост был сооружен в 1785 году взамен деревянного. Однопролетный мост из розового гранита имеет арку красивого выгиба с маскароном на замковом камне. Ограждения моста состояли из высоких, удлиненной формы, гранитных ваз, соединенных кованой решеткой в виде переплетающихся красных ветвей кораллов. На четырех гранитных тумбах находились отлитые из гипса и раскрашенные фигуры китайцев в национальных одеждах, державшие в руках граненые фонарики на длинных шестах. В 1860 году их заменили цинковыми, позднее совсем исчезли. Большой китайский мост и ворота Екатерининского дворца
«Большой китайский мост и ворота Екатерининского дворца» Вот так выглядел раньше.
Крестовый мост и вид на Екатеринниский дворец
«Крестовый мост и вид на Екатеринниский дворец»

Крестовый мост, переброшенный через угол Крестового канала, помашет нам крыльями крыши с левой стороны. Авторами стали В. И. Неелов и его сын И. В. Неелов в 1779 году. Мост состоит из четырех полуарок, соединенных вместе. Мост кажется монументальным благодаря пропорциям и оригинальности форм: круто поднимаются мощные арки, на перекрестье которых возведен восьмигранный павильон. Стены павильона, облицованные покрытым цветной глазурью кирпичом, прорезаны высокими стрельчатыми окнами. Изогнутая "китайская" крыша расписана под "рыбью чешую" и увенчана шпилем с нанизанными на него шарами. К павильону ведут четыре гранитные лестницы, опирающиеся на дуги арок. Старый мост
«Первый железный мост. Вид на Крестовый мост»
В Китайскую деревню мы тоже не пойдём. Она слишком новая и яркая. Пусть немного пооботрётся. Названа она так потому, что выполнена в модном в те времена китайском стиле, а вовсе не потому что там жили китайцы. Там 10 одноэтажных домиков с изогнутыми крышами, украшенных восточными орнаментами. Китайская деревня хотя и была построена для забавы, но позже стала выполнять вполне утилитарную функцию. С XIX века домики использовались как гостевые апартаменты. В деревне кипела жизнь - те, кто снимал домики, приглашали к себе друзей и соседей на обеды, ужины, концерты и даже балы. А придворный историограф Николай Карамзин даже поселился здесь на целых три года, чтобы поработать над "Историей государства Российского", и покидал уютный домик только в суровые зимние месяцы.

Китайская деревня
«Китайская деревня» Джакомо Кваренги. Китайская деревня. Царское Село. (Акварель, начало XIX века). Там живут люди и сейчас.

Башня Шапель
«Башня Шапель» она высится за Деревней и оранжерейный комплекс, но и туда не пойдём. Оставим это на следующий раз. Башня Шапель
Шапель в переводе с французкого означает часовня, капелла. Эта искусственная руина построена в готическом стиле архитектором А.А.Менеласом в 1825-1827 годах. По замыслу зодчего, сооружение представляло собой развалины монументального готического храма в виде двух квадратных башен, связанных между собой аркой. В арочном проходе был устроен вход в квартиру сторожа. У основания свода - фигуры ангелов, исполненные В. И. Десмут-Малиновским. Одна из башен представляет собой руины, другая обработана по углам готическими контрфорсами. Она завершается высокой шатровой кровлей с небольшими башенками с острыми шпилями. На центральной башне - флюгер в виде петушка. Он виден далеко из-за деревьев. На стены и террасу этой искусственной руины вела специальная лестница, сохранившаяся и по сей день. Но ней можно пройти внутрь башни-часовни. В верхнем зале башни была установлена статуя Спасителя работы скульптора И. Г. Даннекера, исполненная в 1824 году в Штутгарте. Скульптура была заказана Марией Федоровной - супругой Павла I и подарена сыну - Александру I. Стены внизу прорезаны стрельчатыми порталами-входами, а в верхних ярусах - большими стрельчатыми окнами. В оконные переплеты капеллы были вставлены витражи с изображениями библейских сюжетов.

Пойдём по дорожке в глубь парка, природа в парке замечательная и удержаться от снимка просто одинокого дерева было не возможно. Пейзажи парка

Пройдём мимо разрушенных мостов, взывающих о помощи. Один из этих мостов виден на старом фото с "Крестовым мостом". А сейчас это великолепие выглядит вот так Железный мост
«Железный мост» Второй железный мост
«Второй железный мост» Печально, но факт. Что же пойдём дальше, и меж деревьев увидим развалины Китайского театра. Он поражает даже в таком состоянии. Даже разрушенным выглядит мощным и красивым сооружением. Винтовые кованые лестницы видны в проломах, и обладая некой фантазией можно представить всё это в прежнем великолепии.Китайский театр

Китайский Театр
«Китайский Театр»
Построен в 1777-1779 годах зодчим И.В.Нееловым по проекту, созданному в 1770 году архитектором А.Ринальди. И.Неелов осуществил постройку, внеся существенные поправки в первоначальный замысел проекта. 13 июня 1779 года состоялось открытие театра. Здание Китайского театра простое по композиции и незамысловатое по декоративному оформлению. Со стороны заднего и боковых фасадов к основному трехъярусному объему примыкают двухъярусные части: вестибюль Фойе театра

«Фойе театра»
и симметричные пристройки для гардеробных и артистических комнат. В китайском стиле были трактованы окна со стрельчатыми завершениями и живописно изогнутая кровля. Занавес сцены был исполнен в 1779 году известным в XVIII веке живописцем-декоратором Иосифом Кристом. На занавесе была изображена панорама китайского города над водной гладью. В росписи плафона, в оформлении трех ярусов зрительного зала и поддерживающих эти ярусы столбов использовались китайские мотивы. Центральную "Царскую" и две боковые ложи у сцены украшали подлинные китайские панно XVII- XVIII веков с написанными золотом по черному лаку пейзажами, цветами и человеческими фигурками. Места в театре распределялись строго по рангам: более высокое положение при дворе - более почетное место. В партере никто не сидел - там можно было только стоять, и он предназначался для лиц в скромных чинах. После смерти Екатерины II театр долго бездействовал. В конце XIX века на его сцене играли "Плоды просвещения" Л. Н. Толстого. В годы первой мировой войны устраивались патриотические вечера, иногда выступали писатели и поэты. На одном из таких вечеров читал стихи Сергей Есенин. С. А. Данини впоследствии реконструировал театр и внес ряд технических новшеств. Деревянные конструкции заменил металлическими, устроил железный занавес и переделал старые лестницы.
Остатки роскоши.

Крыльцо Китайского театра
«Крыльцо Китайского театра»

А дальше..

Пройдя по дорожкам парка от Китайского театра немножечко меж деревьев можно заметить странный холм. Холм который совсем тут не к месту. Ну какой холм на равнине? Однако ж у него есть имя и история Гора Парнас
«Гора Парнас» С неё запускали фейерверки. Куртина с высокой искусственной горой. На её вершину ведёт вьющаяся спиралью дорожка, обсаженная деревьями. Название холма заимствовано из греческой мифологии: Парнасом называлась гора, где обитали Аполлон и музы. Подобные высокие земляные горы конической формы со срезанной вершиной и идущей по склонам пологой дорогой, обсаженной кустарником, строились в парках эпохи Возрождения и в регулярных садах XVIII века. Парнас был насыпан при расширении и углублении прудов и Крестового канала в 1755 году; тогда же там были посажены деревья.
В 1762 году на вершине горы предполагалось поставить восьмигранную беседку с куполом, однако намерение это выполнено не было. В 1810-х годах вновь возникли мысли о постройке на вершине Парнаса нового павильона. Несмотря на то, что в разработке проектов приняли участие П. Неелов, Л. Руска, В. Стасов, В. Гесте и П. Гонзаго, эта идея не была реализована.
Но пойдём дальше. Вон замерли драконы, Дракон
подняв крылья будто готовясь к взлёту для атаки на непрошеного гостя, на Грифоновом мосту. Фигуры драконов полны экспрессии, их лапы вытянуты вперед, хвосты изгибаются крутыми петлями. Первоначально, при императрице Екатерине II, фигуры драконов были гипсовые, ныне существующие, цинковые, были отлиты в 1862 году на заводе Морана по проекту скульптора И.Шварца. Драконов мост
«Драконов мост», называвшийся в документах конца XVIII века мостом "с чудовищными фигурами". Мост построен по проекту архитектора Ч. Камерона в 1785 году.
Что ж остановимся на мосту и оглянёмся назад.
К Екатериннинскому дворцу
«К Екатериннинскому дворцу» устремилась прямая стрела аллеи. А с другой стороны аллеи руины Арсенала. Дорога к Арсеналу
Будто в противовес невесомости Дворца поставлен. Нежно бело-голубой дворец с одной стороны и красный Арсенал с другой.
Арсенал
«Арсенал» представляет собой высокое кирпичное здание в стиле английской готики. Строительство Арсенала было начато архитектором А.А.Менеласом в 1819 году и закончено А. А. Тоном в 1834 году. Арсенал создан из вычурного барочного павильона "Монбижу", построенного для царской охоты архитекторами С.И.Чевакинским и Ф.Б. Растрелли в 1747-1754 годах в центре "зверинца". Здание Арсенала скопировано с павильона в поместье Шрубс-Хилл, изображенного на английской гравюре, висевшей в верхнем зале Адмиралтейства. Арсенал - это четыре шестиугольные четырехэтажные башни, завершающиеся зубцами и примыкающие к центральному восьмигранному массиву. 1 красные кирпичные стены с белой расшивкой швов и белыми же наличниками стрельчатых, круглых и полуциркульных окон с переплетами готического рисунка определяют облик этого сооружения. В нижнем этаже Арсенала находились библиотека, большой зал, освещенный огромным венецианским окном с семьюдесятью двумя витражными стеклами, кабинет и другие помещения. Дверь из вестибюля выходила на парадную каменную лестницу, ведущую на второй этаж, центральным помещением которого являлся восьмиугольный Рыцарский зал. Внутри Арсенла;
Здесь располагалась редчайшая военная коллекция. На двух этажах и на лестнице было размещено до пяти тысяч единиц холодного и огнестрельного оружия. Начало этому собранию положил Император Николай 1, а затем его умножил Александр II. Позднее, в 1886 году, оружие было передано в Эрмитаж Санкт-Петербурга. Кроме оружия здесь хранились такие реликвии, как трость Екатерины II, трофеи Венгерской войны, сабля Т.Костюшко, секиры и палицы Шамиля, сабля и палица И.Мазепы, личные вещи императора Наполеона. Впоследствии в Арсенал были помещены точные копии формы одежды русских конных полков, коллекции стекла и фарфора Его Императорского Величества завода. Вся коллекция позднее была передана в музеи Санкт-Петербурга. В войну здание было почти разрушено, и сегодня только руины напоминают о былом великолепии Арсенала.Башни Арсенала
«Башни Арсенала» Красный кирпич башни в обрамлении тяжёлой зелени елей зрелище не забываемое!

Даже в пасмурный день природа добра на краски. Буйство красок

Белый, немного подтаявший, снег тяжесть зелёного цвета старых елей пресекается полоской красных стволов кустарника. Завораживает. В глубь парка мы не стали уходить. Боясь не увидеть, чему же принадлежат золотые купола, виднеющиеся над кронами елей. Поэтому пошли к Фермам. Ферма
«Ферма»
В наши дни Александровский парк существует в северной своей части в значительно меньших размерах, поскольку раньше к парку относился обширный участок Фермы и земли для выпаса скота, принадлежавшего царскому двору. Носит имя Фермерский парк, но по сути он всё таки Александровский парк. Ферма служила для содержания, разведения и продажи рогатого скота лучших русских и западноевропейских пород. Этим и объясняется обилие построек, возводившихся с 1818 года по проекту А. Менеласа взамен существовавшего на этом месте с 1810 года небольшого деревянного скотного двора. Фото начало XX века. Императорская ферма в Царском Селе.
«Фото начало XX века. Императорская ферма в Царском Селе.»
Ферма состоит из большого числа сооружений: центрального двухэтажного павильона, двух одноэтажных флигелей для мериносов, каменного крестообразного в плане коровника, сенных сараев, ледников, навозников и т. п.
Наиболее интересен центральный павильон из красного кирпича. Средняя часть его фасада декорирована небольшими восьмигранными готическими башенками; венчающий фасад треугольный щипец, как и башенки, украшен зубчатым парапетом. Фасад здания прорезан высоким стрельчатым окном, а щипец - небольшим круглым окном-люкарной. В этом павильоне были оформлены покои для членов царской семьи, приезжавших осматривать Ферму.
За главным павильоном, в глубине двора, находилось здание коровника, углы которого акцентированы небольшими островерхими башенками. Близлежащая часть Александровского парка получила название Фермерского, его луга предназначались для выпаса скота. В наши дни Ферма используется по своему прямому назначению: там содержатся лошади. Может позже там отреставрируется весь комплекс и будут жить ещё и другие зверушки. Но на данный момент задумки не осуществлены и вместо крытого ипподрома только фундамент, да и тот уже...

Чуть дальше друг напротив друга почти расположены
Белая башня«Белая башня» и Ратная палата.«Ратная палата.».
Старые стены Зверинца разбирались с 1818 по 1823 год. К 1825 году были сломаны все бастионы, кроме восточного. Внутри сохраненного бастиона, на месте разобранного растреллиевского люстгауза, вблизи правого крыла Александровского дворца возвышается Белая башня. Сооружение спроектировал и построил архитектор А. Менелас в 1824 году в псевдоготическом стиле. Оно предназначалось для игр великих князей Александра, Николая, Михаила и Константина - сыновей императора Николая I, занимавшихся на территории комплекса военными и гимнастическими упражнениями. Это архитектурное соружение было связано с актуальной политической ситуацией. На тот момент это был Священный Союз. Лучше всего это отражено в скульптурном убранстве Белой башни. В ее основании стояли сделанные В. И. Демут-Малиновским скульптуры рыцарей, представляющие англичанина, француза, немца и русского - представителей союзных государств.
Высота башни 37,8 метра. Стены постройки окрасили в белый цвет, отчего она и получила свое название. Вокруг башни разбили садик, окружили его земляным бастионом и опоясали рвом с водой. Весь комплекс огородили чугунной решеткой. Входом на территорию стала служить искусственная Руина в виде развалин средневекового замка.
Белая башня
«Белая башня»
Белая башня разделена как бы на три яруса поднимающимися кверху ступенями. Широкая, квадратная в плане, терраса служит основанием для кубического массива первого яруса. Высокие арочные оконные проемы и арка главного входа прорезают стены. По сторонам проемов располагаются ниши со статуями русских витязей и средневековых рыцарей. Над вторым ярусом поднимается высокий четырехгранный столп, скупо прорезанный оконными проемами и завершенный зубчатым парапетом.
На первом этаже находились столовая и буфетная, на втором - гостиная, на третьем - кабинет и спальня, а на верхнем этаже располагались гардеробная и помещение для библиотеки. Основные помещения башни - столовая, гостиная и кабинет - были отделаны в готическом стиле и расписаны художниками В. Додоновым и И. Бернаскони. Наибольший интерес представляла роспись стен в гостиной, изображавшая средневековых рыцарей, сражающихся с мусульманами. В отделке интерьеров башни принимали участие многие известные петербургские мастера: мебель изготовил придворный поставщик Г. Гамбс, паркеты выполнил мастер М. Знаменский, обойные работы - С. Шанин. Помещения в башне были украшены предметами вооружения из личного собрания императора Николая I. Внутренние помещения по высоте ярусов соединялись чугунной винтовой лестницей, которая заканчивалась выходом на верхнюю площадку башни, огражденную зубчатым парапетом. Отсюда открывался великолепный вид на парки, город и окрестности. У подножия террасы Белой башни установлены два чугунных изваяния львов.
Белая башня некоторое время использовалась для переговоров оптическим телеграфом с караульным дозором на башне, что стояла у казарм воздухоплавательного парка в Санкт-Петербурге. Высота сооружения сыграла отрицательную роль в ее судьбе в военное время: с башни хорошо просматривались и простреливались окрестности, а она в свою очередь служила отличной мишенью.
Стоящая рядом, у оконечности стены бастиона, декоративная Руина представляет собой две тождественные, круглые в плане башни, связанные между собой переходом, прорезанным высокой, полуциркульной аркой ворот. Они стилизованы под крепостные ворота с имитацией опускающейся решетки.
Двухэтажные пристройки к башням использовались под жилье. Зубчатый парапет, стрельчатые окна, обработка поверхности стен арками придавали зданию вид готических построек и связывали Белую башню и Руину в единый архитектурный ансамбль. Строительство в начале XIX века целого комплекса псевдоготических сооружений в Царском Селе отразило наметившуюся в архитектуре и обществе тенденцию отказа от канонов классицизма.
В ансамбль Белой башни входит и мост, идущий от ворот. В качестве предмостного укрепления по проекту В. Жуковского, воспитателя наследника Александра Николаевича (будущего императора Александра II), согласно учению знаменитого военного инженера Франции XVII столетия маршала Вобана, была возведена земляная крепость, в плане в виде восьмиконечной звезды - шанец с зубчатыми откосами, покрытый дерном.
Белая башня была почти полностью разрушена фашистами, остались лишь руины первого яруса на гранитном цоколе, и утилитарно восстановлена лишь в самые последние годы. Сейчас потихонечку востановительные работы идут

И вот Ратная палата.
«Ратная палата.» Комплекс был возведен в 1913-1916 годах. Он располагается немного севернее зданий "Федоровского городка" и построен в том же "неорусском" стиле, что и сам городок. Архитектором этого сооружения был С.Ю. Сидорчук. Ратная палата возводилась на частные пожертвования. Среди жертвователей была и дочь основателя Третьяковской галереи Е.П. Третьякова.
Ракурс Ратной палаты
Почтовая карточка начало XX века. Государева Ратная палата. Фермский парк в Царском Селе.
«Почтовая карточка начало XX века. Государева Ратная палата. Фермский парк в Царском Селе.»

Здание Ратной палаты образует замкнутый неправильный многоугольник с внутренним двором. В ансамбле доминирует главное двухэтажное здание с большим двуглавым орлом на фасаде и примыкающей к нему восьмигранной трехъярусной башней, увенчанной высоким шатром. Вход в ратную палату оформлен крыльцом, Крыльцо Ратной палаты
в стиле средневекового зодчества. В центре здания - большой двухсветный зал на 400 мест, соединенный галереями-переходами с жилыми помещениями в виде крепостных башен.
Ратная Палата была задумана как музей для хранения военных трофеев и исторических документов, иллюстрирующих успехи России в войнах с давних времен. В основу коллекции было положено собрание документов по истории русских войн, подаренных императору Николаю II Е.А. Третьяковой.
В 1915 году начальник царскосельского Дворцового управления князь М.С.Путятин согласно воле Императора запросил в войсках материалы для музея. Портреты около 500 георгиевских кавалеров размерами 39х30 см писали художники по фотографиям и описаниям сослуживцев. Принимались портреты заслуживших три или четыре георгиевских креста и полный комплект георгиевских медалей. В 1916 году из Артиллерийского исторического музея в Ратную палату были переданы особо ценные трофеи идущей войны. В 1918 году здесь открылся народный музей войны 1914-1918 годов, но в 1919 году он был упразднен. Экспонаты Ратной палаты перешли в другие музеи и хранилища. А само здание было передано Агрономическому институту. Ратная палата в Детском Селе. Фотография 1930-е годов.
«Ратная палата в Детском Селе. Фотография 1930-е годов.» Меня на этой старой фотографии веселит наличие звезды вместо двуглавого орла и портрета Сталина на башенке.
После Великой отечественной войны пострадавшие здания Ратной палаты были в целом восстановлены, т.е. восстановлен был наружный фасад зданий, внутреннее архитектурное убранство было во многом утрачено. Сейчас в здании Ратной палаты располагаются реставрационные мастерские. Но как то весьма странно. Вот повися немного на заборе (ну хобби у меня такое - висеть на заборах) сняла вид двора Ратной палаты. Выглядит весьма... Ну сами видите Во дворе Ратной палаты

Не так давно появился проект восстановления музея "Государева Ратная палата"...

А дальше был Фёдоровский Городок Фёдоровский городок.
и

Фёдоровский Государев собор
Государев Фёдоровский собор

Но о них я уже рассказывала...
Tags: Пушкинский район, город, фото, экскурс в историю
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments