Андрей Пономарев (fotospec_com) wrote in lenobl_travel,
Андрей Пономарев
fotospec_com
lenobl_travel

На байдарке по верховьям реки Ижора с предварительной разведкой на автомобиле

Скоро весна, затем лето – сезон водных походов. На машине тоже интересно покататься, изучить окрестности. Познавательно и интересно, когда связываешь все увиденное с историей и географией (в большой количестве в интернете).

Сто раз проезжал по дороге из Красного Села в Гатчину через речку. Что же это за река? О, это та самая знаменитая Ижора, по которой когда-то называлась вся округа (Ижорские земли, Игора, Ингерманландия), вдоль которой изначально селились исконные ижорские  племена, позже появились и славяне, а с завоеванием земель шведами была заселена финнами. Позже советская власть финнов старалась выселить, как неугодных.
По реке перевозились грузы, река была обильна рыбой, ее берега не были столь заболочены, как основная часть земель нынешней Ленинградской области. С ней связано много исторических событий, не заслуженно забытых ныне. “Течет какая-то речка и зачем мне нужно обращать на нее внимание?” – скажет подавляющее большинство людей, а особенно автомобилистов. Забыли? Именно в устье этой реки произошла знаменитая  битва Александра Невского. В верховьях этой реки знаменитые царские гатчинские владенья. Ижора дала жизнь многим предприятиям. К сожалению, они-то ее и погубили – птицефабрика расположена в верховьях, сбросы нечистот из Гатчины (хоть и очищенных), бумажная фабрика в Коммунаре (вроде там их даже две), нефтепредприятие, Ижорский завод и т.д. Когда-то река славилась, как самая форельная, теперь же с трудом можно увидеть какую-нибудь рыбку. Рыбаки практические ничего не ловят.
Когда-то по берегам Ижоры добывали знаменитый пудожский камень, теперь все это история. В верховьях реки были лесные угодья, здесь охотились и отдыхали царские особы.
Во время второй мировой войны вдоль Ижоры была выстроена оборона против немцев. Можно встретить доты, памятники у переправ, следы от пуль  на стенах зданий, разрушенных с тех пор.
Не смотря на относительно неправильную экологию, на самом деле не так уж все плохо, как может показаться из первых строк -  река меня заинтересовала. Прямо под боком - речка с богатой историей, даже не нужно никуда далеко ехать. На байдарке это маршрут выходного дня, мелькнуло у меня в голове…  


Начитавшись истории, насмотревшись карт, я стал искать описание маршрута по реке Ижоре. Каково было мое удивление, когда я сплошь и рядом встречал байдарочный маршрут, описанный в книжках по водному туризму по Ленобласти еще с советских времен, и начинавшийся с середины реки – от станции Антропшино (то есть только после Коммунара). И ни единого слова про верхнюю часть. Что же, Ижора выше не проходима? Странно, а переезжая по мосту по Киевскому шоссе или по шоссе из Красного Села в Гатчину такого не скажешь – достаточная ширина, нормальная глубина и течение.
Ура, повезло – пара слов про сплав на байдарке в районе поселка Пудость в интернете. Но… где  нашел я это? В дневнике Николая Второго! Ничего себе! Цари прогуливались на байдарке в этих краях, а позже всеми эти места были забыты в качестве водных дорог?! Да уж…
Таллинское шоссе проходит по границе водораздела, по возвышенности. Естественно, что наши предки предпочитали передвигаться по наиболее сухим местам, без болот и с минимумом переправ.  С одной стороны дороги реки текут в сразу Финский залив, с другой стороны попадают в Неву (ну уж затем в залив). Ближе к Эстонии ситуация меняется, водораздел сходит на нет и основные реки (Луга, Нарва) пересекают Таллинское шоссе и впадают в залив.

Изучаем маршрут на машине.

Автопробег, часть 1:

Автопробег, часть 2:

 

В выходные, я сел на машину и решил проехаться, посмотреть на Ижору. Выехал из Красного Села, поехал по Таллинскому шоссе, свернул в Кипени на Гатчинское шоссе, доехал до поселка Скворицы. Именно здесь исток Ижоры. Родник, ничего особенного. Раньше верхняя часть реки именовалась река Пудожка (Пудожа) по имени селения Пудость, что ниже по течению. Итак, едем дальше, заглядывая во все селения, где есть мосты-дороги, чтобы посмотреть на реку. Мута-Кюля, Юля-Пурская, Покизен-Пурская – ничего особенного. Здесь это вообщем непроходимый заросший ручей. Вот в Пудости река становится интереснее. Правда очень много мостков, не стоит здесь начинать плыть. Железнодорожная станция Пудость - лучше. Но не уверен, что стоит здесь начинать маршрут, хотя, конечно, можно попробовать. С другой стороны железки уже Мыза-Ивановка, а не Пудость. Доезжаем до моста – бывшая плотина. Ниже полуразрушенное здание мельницы. Когда-то здесь любил бывать в гостях сам император Павел. В районе мельницы мелко, быстрый поток и много препятствий. Если уж решили начинать маршрут от станции Пудость, то здесь вероятно нужна проводка лодки.
Я решил не рисковать, так как маршрут нигде не был описан, а мост через Ижору по Красносельскому шоссе (Гатчина - Красное Село) вполне подходил для начала маршрута. Сюда на машине из Пудости я доехал через Гатчину. Река здесь была довольно широка и глубока. Если ехать из Красного Села, то, не доезжая моста, слева будет воинская часть с парковкой перед ней. Байдару выгружаем слева после моста, где производится ее сборка, а машина отправляется на  стоянку. Про водный маршрут чуть позже. Меня интересовала река от этого места и ниже по течению до Антропшино и возможно далее до Невы.
Было непонятно, как вернуться в начальную точку, чтобы забрать машину. Сразу расскажу про это. Вдоль Ижоры от Коммунара (в том числе станция Антропшино) идет шоссе, по нему довольно часто ходят маршрутки. В Коммунаре живет прилично народа, также вдоль Ижоры много садоводств, дач. По этому шоссе ходят автобусы на Гатчину из Павловска. Если плывете вдвоем на байдаре, то в конце маршрута можно вернуться в город по железной дороги от станции Антропшино. Второй способ – собрать байдарку, одному человеку остаться ее сторожить, пока другой едет на маршрутке до Гатчины, затем на другой маршрутке в сторону Красного Села. Он забирает машину со стоянки у воинской части у поселка Вайялово, затем возвращается и забирает оставшегося. Третий, наиболее удобный способ – если договориться с кем-нибудь и вас довезут-заберут. Мы в итоге так и поступили, хотя это было вовсе не обязательно с учетом разведанного -  просто так сложилось.
Итак, едем дальше на машине. Мне понравилась река и у Киевского шоссе - посмотрел с моста. Вполне нормальный мост и река на дороге из Гатчины в Романовку, радует. Началась трасса H96. Затем я старался посмотреть каждый мостик, куда мог заехать. По дороге попадались поселки-садоводства. Везде все прилично. Доехал до Коммунара, там все путем.
Итак, нет видимых проблем. Много конечно не увидишь с дороги, но риск благородное дело! Решено, пройду этот маршрут! J
Но на машине я решил проехаться и по нижней части Ижоры, описанной в водных маршрутах Ленинградской области. Проехал через Павловск, далее по Центральной улице в Аннолово. Река здесь уже широкая. Жаль, большой участок реки остался не осмотренным – с дорогами там плохо. Но для этого как раз и существуют водные походы, для этого байдарка! J Дальше поехал на Ям-Ижору. Здесь конечно река уже мощная. С моста много не разглядишь – трасса на Москву, поток, ограда моста. С московской трассы налево, на Тельмана. Здесь широченное озеро – это и есть запруженная Ижора. На байдарке здесь долго будет идти… Ниже плотина и знаменитый Ижорский завод. Еду далее по Загородной улице. Периодически вижу реку - широкая. Железная дорога. Неприлично долго простоял на переезде - странно, почему так здесь? Далее Петрозаводское шоссе. Если свернуть с него налево, подъедем к устью Ижоры. Здесь, у Невы церковь на месте сражения Александра Невского со шведами. Туда я уже не попал, как-нибудь вернусь. Конец маршрута, возвращаюсь домой, предвкушая. Автомобильная часть закончилась. J

Байдарочная часть.


Посмотреть подробнее местность на картах Яндекс:  http://maps.yandex.ru/-/C6ujUzq

Итак, планировалось разведать в выходной день маршрут от Красносельского шоссе до станции Антропшино (поселок Коммунар).
Маршрут оказался довольно простой.  Пошли в самую жару, когда многие реки обмелели, поэтому ожидалось, что сойдем если не в начале маршрута, то где-нибудь в середине. Выходной оказался свободным, другие реки обмелели - в частности отменился сплав по реке Сестра, уровень в которой слишком упал. Я взял с собой свою девушку. Нас довезли до уже описанного ранее моста у воинской части рядом с Вайялово. Спустились к реке, собрали двухместный Таймень. Сели и довольно приятно пошли.  Вот мы уже пересекаем киевское шоссе - довольно легко и быстро прошли. Народ из проезжающих автомобилей смотрел на нас с удивлением. J После Киевского шоссе доходим до железнодорожного моста. Тут интересно. Сильный шум воды, кажется, что впереди Ниагарский водопад. Знаменитый Биар Гриллс из передач «Экстремальное выживание” канала Дискавери сказал: «Если плывете по реке и слышен гул, впереди водопад – немедленно сверните к берегу”.  Но мы-то с вами знаем, что в Ленобласти водопадов нет, а пороги все наперечет (Лосево, Саблинский). J Но на самом деле быстрое течение по мелководью под мостом, а под ним шум многократно усиливался. Здесь мы вылезли, я провел лодку по мелководью и быстро вскочил в нее (сразу становится глубже, а поток быстрый). Не забываем второго члена команды и плывем дальше.
Хочу упомянуть, что где-то здесь, то ли еще до моста,  но скорее несколько позже мы чуть не наткнулись на большую бетонную трубу, идущую по дну реки. Труба постепенно выходит из воды к правой стороне, поэтому внимательнее, держимся левее. Мое предположение, что это старый водовод. Более подробной информации найти не удалось. Вроде когда-то читал, что в Гатчину шел водовод то ли из Орловских, то ли из Таицких ключей (от поселка Тайцы). Возможно, ошибаюсь. Если читатель что-то знает по поводу этой трубы, напишите мне.
Далее по маршруту пересекаем дорогу H96. Начинают попадаться дачные поселки, садоводства. В них мостики, но все без труда проходимы. Внимательно смотрите, не напоритесь на что-нибудь.
Далее мне довольно трудно привязываться к местности. Знаков на реке нет, как на автодорогах, с собой GPS навигатора тоже, поэтому на реках обычно сложно ориентироваться. Иногда, кажется, что совсем уж рядом конец маршрута, а плывешь и плывешь, время идет и идет. Правда в этот раз было все наоборот, маршрут был пройден в итоге весь и неожиданно быстро. Хочу отметить, что мы совсем не напрягались, можно сказать перемещались в расслабленном состоянии, прогулка.
Что интересно, периодически, проплывая мимо садоводств, нас видели люди и очень сильно удивлялись. Ну не привыкли они к тому, что по реке кто-то ходит на лодке. Событие – “что-то  плывет” по реке! Как удивительно! ;) По другой реке это почти нормальное событие, а по Ижоре – удивительно :)
- Ребята, вы откуда такие?! – говорит мужик, дачник. Он только что вылез из воды после купания.  Кстати, купающихся вы видели достаточно, не смотря на экологию.
- Да вот, идем от моста через шоссе, которое через Тайцы на Гатчину идет, -  отвечаем.
- Маша, представляешь, они аж от Тайцев плывут, ничего себе!!!  - кричит он жене. J
Нас душит хохот.
Удивленные отдыхающие люди из садоводств нам попадались еще не раз.
По поводу препятствий. Где-то на участке маршрута мне пришлось вылезти из лодки и проводить ее по широкому мелководью с быстрым течением. Думаю, в не столь сухое время этого бы не потребовалось.
Первое существенное препятствие. Место точно не скажу. Возможно, это было Киволово, может уже ближе к Коммунару. Плотина, сверху идет какая-то труба. Слева предприятие с колючкой - там тяжело ходить, но можно, но лодку не спустишь. Берега довольно крутые. Справа тропка в обход плотины, какая-то свалка. Аккуратно перетаскиваем Таймень, чтобы не проткнуть мусором. С девушкой этой делать непросто – ей тяжело перетаскивать лодку через препятствия. После плотины спуск к воде – здесь видимо место для купания у местных. Течение быстрое с препятствиями, валуны. Ниже тащить лодку смысла нет – крутой берег, непонятно, где спускать. Решено – здесь. Спускаем, она забирается в лодку, я стараюсь провести, сопротивляясь течению. Наконец, запрыгиваю, несемся. Всё, прошли сложное место. Дальше все путем.
Встречается все больше людей, и они говорят, что Коммунар уже совсем рядом. Странно именно то, что так быстро, обычно маршрут затягивается. Где-то здесь прошли высокий мост, с него мальчишки прыгают головой вниз в реку. Удивительно, не боятся. Видимо, глубина приличная. Входим в Коммунар. Течение медленное, река запружена и превращается в озеро. Здесь даже можно встретить прогулочные лодки. Красиво, облагорожено. Наконец, доходим до плотины у бумажной фабрики. Почему-то народ  утверждает, что дальше ходу нет, а одна странная пожилая дама вообще заявила, что «река здесь и заканчивается!” ;) Странное утверждение, и почему-то не верится. J Итак, пристали до плотины справа. Переносим лодку по плотине-мосту на другой берег и спускаемся у фабрики, у автостоянки. Течение вполне быстрое, идем. Странно, но чуть ниже, особенно справа дачные участки. Народ даже купается. Не боятся люди стоков фабрики.  Далее места становятся не такими культурными, запущенность. На берегу люди опять утверждают, что дальше гибло, уткнемся в плотину, а там конец ;) Не верится, но заброшенный окружающий  вид  начинает смущать. Видим впереди справа предприятие. Неприятный индустриальный пейзаж, большой масштаб. Доходим до плотины. Все заброшено, заросло. Пара рыбаков. Уж не знаю, что они тут ловят. Обносим плотину слева, спуск. В принципе маршрут можно завершить и на этой, и на предыдущей (более культурной, ближе к людям и к дороге) плотине. Но мы идем дальне. Еще немного и доходим до железнодорожного моста. Справа по-прежнему большое предприятие (какое-то нефтеперерабатывающее  что ли), слева вроде как еще бумажная фабрика.
Этот мост и есть конец маршрута, а вернее начало всем известного маршрута от железнодорожной станции Антропшино. Собираем, сушим байдару. Нормальное место для сборки-разборки справа, почти под мостом. Поднимаю два тюка (в это опять превратилась Таймень), идем через мост, далее по дороге к станции. После фабрики (станция уже рядом) выходим на шоссе. Здесь-то нас и подхватывает наша машина. Все, едем довольные домой, а вернее на дачу, отмечать и расслабляться!
Веся прелесть в контрасте. Если все время расслабляться, скоро потеряешь вкус к отдыху. Но вот потрудиться физически, попутешествовать – потом в сто раз приятнее попить вино, поесть шашлык, побыть в комфорте. J

В заключение, хочу сказать. Даже в жаркое лето по большинству участков Ижоры можно не то что на байдарке, даже на лодке Пелла (знаете, пластиковые такие с веслами) ходить. Странно, что маршрут не популярен, не смотря на его доступность. Ижора, правда, не блещет красотой, пейзаж в основном в виде заброшенных некошеных лугов и садоводств, но зато доступная.

Рад, если мой рассказ был вам полезен. Так как в интернете мало информации, я подумал, что стоит поделиться опытом, кому-нибудь будет интересно. Кто-то, как и я, будет искать описание, и натыкаться все на ту же вторую часть маршрута. Надеюсь, поисковик поможет вам прочесть эти строки. Если есть вопросы, пишите.
Удачи! J

© Андрей Пономарев (andrey@fotospec.com)

 


Subscribe

  • Гатчина. Егерская слобода.

    Когда заходит речь о достопримечательностях Гатчины, в первую очередь вспоминается Гатчинский дворец с окружающмм его парком. Однако…

  • Сестрорецкое болото

    Традиционная уже осення вылазка на Сестрорецкое болото, теперь с крошкой дроном. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7.

  • Ново-Кавголовский лесопарк

    1. Лес вокруг зубровника это, оказывается, не просто так лес, а Ново-Кавголовский лесопарк. Пупырь на плоском как тарелка горизонте - похоже,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments

  • Гатчина. Егерская слобода.

    Когда заходит речь о достопримечательностях Гатчины, в первую очередь вспоминается Гатчинский дворец с окружающмм его парком. Однако…

  • Сестрорецкое болото

    Традиционная уже осення вылазка на Сестрорецкое болото, теперь с крошкой дроном. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7.

  • Ново-Кавголовский лесопарк

    1. Лес вокруг зубровника это, оказывается, не просто так лес, а Ново-Кавголовский лесопарк. Пупырь на плоском как тарелка горизонте - похоже,…