elenat7 (casmeya) wrote in lenobl_travel,
elenat7
casmeya
lenobl_travel

Categories:

Заполье. Лужский р-н. Церковь св. Климента

церковь св. Климента, Папы Римского
«церковь св. Климента, Папы Римского» на Яндекс.Фотках
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Возле деревни Вяжищи Лужского р-на Ленинградской области асфальтовая дорога резко сворачивает налево и уходит высоко в гору, проходя через мост над рекой Рыденкой, и, забравшись вверх, расходится,уходя направо на п.Приозерный,д. Загорье, а также налево-в Заполье, проходя мимо разрушенного храма с используемым до сих пор кладбищем, которые видны еще издалека, если ехать от поселка Ям-Тесово в сторону д. Туховежи. Это православная церковь св. Климента, Папы Римского, построеная в 1827 году на месте сгоревшей в 1810г. деревянной. Имела три престола: в честь св. Климента, в честь Рождества Пресвятой Богородицы и в честь св. вм. Параскевы. Каждый называет церковь на свой лад:кто Климентьевской, кто Климентской или Климентовской. На территории Ленинградской области в Старой Ладоге есть храм 12 века в честь этого святого, и в д. Колбеки Бокитогорского р-на придел разрушенного храма Покрова также был посвящен Клименту Римскому. О Климентовском погосте в документах упоминается довольно таки рано. В работе А.А. Селина "Тесово: некоторые итоги исследования микрорегиона" написано:
"Первое упоминание о церкви св. Климента в Тесове относится к рубежу XV и XVI вв. Храм этот располагался близ городка Тесова XIII в. Можно предположить, что задолго до составления писцовых книг конца XV - начала XVI вв., в годы существования городка, возникла и первая церковь на этом месте. Этому есть и дополнительные подтверждения.
А.Медынцева заметила, что распространение культа св. Климента-папы римского на Северо-Западе Руси связано с деятельностью новгородского владыки Нифонта (1130-1156 гг.). Вряд ли будет основательным утверждать, что первый Климентовский храм в Тесове появился, как и в Ладоге, в годы святительства Нифонта, но рассматривать его появление следует в связи с распространением на Руси культа этого святого. Курганный могильник, расположенный у развалин последней Климентовской церкви можно, предположительно, считать кладбищем, современным городку XIII в. и, возможно, более ранним (материалы селища близ Климентовской церкви относятся к XII в.). Каменный крест на этом кладбище и "курганы" (исследованные в 1928 г. С.А.Теплоуховым) впервые упомянуты в документе 1629 г."
Если столь редкое для православного храма название объяснимо, то гораздо сложнее понять, зачем в церкви времен Николая Первого, находящейся так далеко от столицы Российской империи, ПОДЗЕМНЫЙ ХОД, выходящий к реке! Сейчас ход завален (предполагаю после революции), но кирпичи входной арки хорошо сохранились и поскольку деревянный настил пола отсутствует напрочь (остались только пара бревен), то заваленный вход отчетливо виден.Подземный ход
«Подземный ход» на Яндекс.Фотках
Сложно также точно определить стиль архитектуры. Вот, что пишут участники покатушек (организованных массовых велопоездок): "Строение представляет собой редкий образчик полубарокко –без колокольни, с ротондовидным куполом, с крошечными главками вокруг главной луковки. Любопытна эта церковь внутри – она не содержит никаких намеков на вертикальное членение пространства, то есть на головой вошедшего образуется громадный воздушный купол до самого верха. Вероятно, это должно было впечатлять. Вообще это сооружение мало похоже на традиционные утилитарные церкви сельского Северо-Запада, которые ставилась не для красоты, а для службы; это же декоративное сооружение больше подошло бы столице." Купол
«Купол» на Яндекс.Фотках
Но колокольня была-ее вместе с трапезной частью храма разрушили. На внешней стороне западной стены отчетливо видна кирпичная кладка, бывшей когда-то внутренней стеной. церковь св. Климента, Папы Риммского
«церковь св. Климента, Папы Риммского» на Яндекс.ФоткахЦеленаправленно разрушенный храм продолжает разрушаться: так зимой 2009 года обвалилась маковка большого купола, продолжает осыпаться кровля в алтарной части-все это делает небезопасным нахождение внутри помещения, к тому же угрожающе болтается железная арматура купола, которую не сразу замечаешь. Поражает, что главная дверь с западной стороны наглухо заколочена, а на окнах сохранились решетки 19 века (правда, одна из них уже проросшая кустарником, валяется возле храма) и попадаешь в храм через боковые проемы, на которых сохранились петли от сорванных дверей..
«.» на Яндекс.Фотках
...
«...» на Яндекс.Фотках
Внутреннее убранство храма
«Внутреннее убранство храма» на Яндекс.Фотках
Попадая внутрь церкви,еще сильнее, чем на улице бьет в нос очень едкий запах, особенно в алтарной части, напоминающий запах медикаментов или аммиак. Несмотря на то, что внутри постоянно гуляет сквозняк, запах не выветривается и стоит в любое время года, вызывая у некоторых посетителей недомогание. Дело в том, что в советские времена после Великой Отечественной войны в помещении церкви хранили сельхозудобрения. Многие о них еще помнят, но никто не может утверждать какие именно ядохимикаты.
Находясь внутри, пытаешься представить былое великолепие, но это практически невозможно. Только замечаешь, как при каждом посещении взору открываются все новые намеки на уничтоженные лики и фигуры росписей на стенах. Даже когда смотришь фотографии, каждый раз видишь что-то новое.
Посмотреть на Яндекс.Фоткахцерковь св. Климента
«церковь св. Климента» на Яндекс.Фотках.
«.» на Яндекс.Фотках

И вот, среди обвалившихся кусков здания храма,балок для напольного настила и мусора после пребывания алкоголиков и наркоманов взгляд падает на то, что радует, не знаю, кого за то благодарить: на кирпичной стене, скорее всего, служившей для иконостаса, по бокам от предполагаемых Царских врат слева висит изображение храма на 1827г., а справа-икона Вседержителя с положенными веточками вербы. Поскольку эти два изображения хорошо привинчины к стене, то они продолжают там пребывать до сих пор, а вот повешенная нами летом 2008г. на шпагат чеканная икона Казанской Божией Матери провисела только год и была украдена в 2009г. Осталась только фотография на память в альбоме, да висящий до сих пор шпагат на стене, с которого икону срезали. Продолжают стоять жестяные банки с песком для свечек также поставленные нами, да керамическое распятие с иконой в алтаре. Интерьер церкви св. Климента
«Интерьер церкви св. Климента» на Яндекс.Фотках
Жаль, что участники ежегодных покатушек (на велосипедах), заезжая в храм не оставляют иконки, которым можно помолиться, да и местные, которые продолжают хоронить близких вокруг храма участие в этом не принимают. Хотелось бы и мусор убрать, и пригласить батюшку, чтоб богослужение провести, но гарантировать безопасность пребывания в постоянно разрушающемся храме сложно, к тому же неизвестно, насколько вреден этот едкий запах, который стоит серьезным препятствием на пути к восстановлению храма. Главным препятствием как и везде является финансовый вопрос. Церковь была передана церкви к 1995 году, а значит есть двадцатка, которая должна была бы заниматься делами храма, но это не больше, чем данность на бумаге. Епархия не проявляет интереса к этому храму, да и расположенную в паре километров действующую церковь св. мчч. Флора и Лавра она тоже не может финансировать. Храмы восстанавливаются и содержатся на пожертвования. Говорят, в Приозерном женщина ходила собирала пожертвования на восстановление церкви св. Климента, но она умерла, что с деньгами (а их, можно угадать было немного)неизвестно. У спонсоров нет интереса вкладывать в храм, находящийся в неперспективном непопулярном месте. Если самим собрать хоть какую-то часть денег на стройматериалы, так местные же их и растащат.
Прошел еще один год, и ничего не сделалось в деле восстановления или хотя бы консервации церкви св. Климента, папы Римского в Заполье. И можно скорее представить, что от храма останутся фотографии и пару строк в интернете тех, кто застал ее огромные раны, чем сияние креста на новом куполе, вместо обвалившегося в прошлом году.
Спасибо за внимание.
Текст и фото elenat7



К СВЕДЕНИЮ
Из библиотеки Приозерного, где разместился небольшой краеведческий музей .
«.» на Яндекс.Фотках
Subscribe

  • Командный пункт 2-го стрелкового полка

    Большая Сельга была последним пунктом на первый день. Потом мы поехали ночевать на базу отдыха в Нурмолицы, а на следующее утро выдвинулись дальше.…

  • Большая Сельга

    Продолжаю про апрельскую поездку в сторону Олонца. Следующая остановка - старинная карельская деревня Большая Сельга. У деревни куча разных…

  • Самбатукса

    Следующим местом, куда мы заехали, была сама деревня Самбатукса (карел. Sammatus). В книге “Северные предания (Беломорско-Обонежский…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments