Фотография, туризм и путешествия (jenich) wrote in lenobl_travel,
Фотография, туризм и путешествия
jenich
lenobl_travel

Categories:

"Ключ-город"

     Однажды, размышляя о местах, еще не посещенных, но находящихся в достаточной доступности от Петербурга, я обнаружил, что в крепости Орешек был не раз, а вот в городе Шлиссельбург - ни разу. Что и было срочно исправлено. Посмотрел город, однако погода, да и время года были совсем неподходящие для фотоотчета. Поэтому представленное ниже - мое второе посещение ключ-города, спустя несколько месяцев после предыдущего.

Photobucket


     В 1702 году построенная новгородцами крепость Орешек была отвоевана у шведов Петром I, который дал городу его нынешнее название (нем. Schlüsselburg«ключ-город»). Местность возле крепости, на левом берегу Невы, была заселена почти одновременно с Орешком. Здесь был Спасо-Городецкий погост, или Спас-на-Неве, из которого впоследствии и вырос город. В 1708 году Шлиссельбург вошёл в состав Ингерманландской губернии (с 1710 г. - Санкт-Петербургской), в 1740-х гг. входил в Шлиссельбургский дистрикт. В 1780 г. получил статус уездного города Санкт-Петербургской губернии, составлял с крепостью в административном отношении единое целое.
     В годы Великой Отечественной войны 1941-45 был оккупирован немецко-фашистскими войсками 8 сентября 1941 г. При прорыве блокады Ленинграда в январе 1943 г. подвергся сильному разрушению, восстановлен в послевоенное время. Освобождён 18 января 1943 г. войсками Ленинградского фронта и силами Балтийского флота.
     С 1944 по 1992 годы город носил имя Петрокрепость.



1.      Невский судостроительно-судоремонтный завод. Предприятие основано в 1913 году. С момента постройки направлениями деятельности завода являются строительство, ремонт и техническое обслуживание флота.



2.    Город расположен буквально на островах, которые образуются Староладожским, Новоладожским, Малоневским каналами а также Невой и Ладожским озером. О причине постройки этих каналов в свое время так писал французский путешественник Астольф де Кюстин: «Ладожский канал в теперешнем своем виде идет вдоль той части озера, что расположена между городом Ладога и Шлиссельбургом; сооружение это великолепно; служит оно для того, чтобы предохранить корабли от тех опасностей, каким они некогда подвергались из-за бурь на озере; ныне лодки огибают это бурное море, и ураганы больше не угрожают навигации, которая в свое время слыла чрезвычайно рискованной среди даже самых отчаянных моряков».
     Канал Екатерины II (ныне Малоневский), который строился в 1800-1806гг., появился горбатый мост и двухкамерный шлюз. Строительство этого вспомогательного канала облегчило проводку судов в Неву.



3.     Стадион «Водник» был основан в 50-х годах XIX столетия при строительстве ситценабивной фабрики и предназначался для занятий физкультурой и спортом рабочих и служащих одного из старейших предприятий города.
     Возобновление массовых занятий физкультурой и спортом относят к послевоенным 50-м годам, когда руководство города и директорский корпус Невского судостроительно-судоремонтного завода уделяли большое внимание задачам развития физической культуры и спорта, прилагали большие усилия по возрождению стадиона.



4.


5.     Комплекс кирпичных производственных зданий на Фабричном острове, памятник промышленной архитектуры 19 века. Фабрика была основана в 1763 году предпринимателями Сириусом и Лиманом. При мануфактуре был разбит сад, а во второй половине 19 века владельцами фабрики был построен стадион и созданы поля для игр в футбол и гольф. В настоящее время на территории Фабричного острова располагаются корпуса Невского судоремонтно-судостроительного завода.



6.


7.     В октябре Шлиссельбург встретил свой юбилейный день рождения.



8.      Благовещенский собор с колокольней  высотой 52 м, построенный в 1764 г. на месте деревянной церкви, в которой в 1724 году хранились мощи Александра Невского. В 1877-1882гг. собор ремонтировался под руководством архитектора Карпова.
     Церковь, посвященная Святителю и Чудотворцу Николаю, называлась теплою: она предназначалась для проведения служб в зимнее время. В 1990г. церковь была восстановлена, и в настоящее время является действующей.
     Проект часовни, хранящийся в Военно-Историческом архиве, датирован 1838 г. Стилистически и композиционно часовня стала связующим элементом между ансамблем Соборной площади, шлюзами и новым бульваром вдоль канала. Часовня, посвященная образу Казанской Божьей Матери, была выстроена в камне в 1845-1847гг. по проекту архитектора Г. Ершова.



9.


10.     Остатки подвесного пешеходного моста.



11.


12.     Работы на Канале им. Петра Великого (ныне Староладожский) были начаты  22 марта 1719г. В  1731году с началом навигации через Шлиссельбург прошли первые караваны судов. Одновременно со строительством канала строили камерные шлюзы по концам канала – в Новой Ладоге и Шлиссельбурге. В 1730 году шлюзы были построены. В начале XVIII века канал являлся крупнейшим гидротехническим сооружением Европы.
     Однако к началу 19 века Ладожский канал обмелел и нуждался в экономии воды, которую могла дать перестройка водоспусков и шлюзов. Перестройка шлюзов велась в 1821 -1836 годах под руководством инженера П. Базена.
     В настоящее время Староладожский канал непригоден для судоходства, он практически весь зарос и имеет вид канала только в окрестностях Шлиссельбурга и Новой Ладоги. Для движения судов малого измещения используется Новоладожский канал.



13.


14.     Петровский мост через канал был сооружен в 1826-1832гг. в период реконструкции шлюзового бассейна канала. Первоначальный проект моста был разработан известным инженером генерал-майором П.П. Базеном. Окончательно мост был построен в 1832 году инженером Н.И. Богдановым. Главная отличительная черта шлиссельбургского моста, возводящая его в ранг уникальности, - монолитные гранитные колонны с чугунными капителями. Стволы колонн из розового гранита чистой тески были изготовлены артелью Самсона Суханова – талантливого русского каменотеса, выполнившего колонны для Исаакиевского и Казанского соборов.



15.     Пристань, с которой можно переправиться на другой берег Невы или в крепость Орешек.



16.     Памятник Петру I (1957 г, архитектор М.М. Антокольский), установленный к 250-летию основания г. Санкт-Петербурга. Памятник кораблям, погибшим на Дороге Жизни, (изготовлен и установлен Невским судостроительно-судоремонтным заводом в 1996 году). Адмиралтейский якорь петровского времени, поднятый со дна Невы в районе Шлиссельбурга.



17.     Трёхэтажный каменный дом с цокольным этажом представляет собой классический образец жилого каменного купеческого дома исторического центра Шлиссельбурга второй половины XIX в.
     Купец Алексей Поташов (1837–1898) начал строительство дома для своей семьи в 1858 г. К концу XIX в. Поташовы располагали несколькими зданиями на Богоявленском проспекте. Сегодня сохранился только семейный дом купца и примыкающее к нему здание бывших конюшен поташовских рысаков, неоднократно побеждавших на парижских выставках (сейчас здесь размещается служба государственной рыбоохраны).  В 1918 г. Поташовы лишились родового дома и были сосланы на Муйнак (Узбекская ССР).
     Советский период в истории купеческого дома связан с деятельностью всевозможных организаций, неоднократно перестраивавших его внутренние помещения.
     В 2008-2009 гг. купеческий дом был реконструирован с учётом его исторической роли в формировании городской среды Шлиссельбурга, под гостиницу.



18.     Корабельное вооружение времен войны.



19.     В центре города сохранился ансамбль исторических зданий: гостиный двор, Сенная площадь, здание гостиницы, каменные купеческие дома и лавки. В одном из зданий находится городская администрация.



20.     Большинство зданий находится в печальном состоянии, к тому же усугубляемом местными жителями. Но фото - "этожеребенки", в момент съемки разносившие еще оставшиеся в здании стекла.



21.     Гостиный двор николаевских времен. Недавно был отремонтирован, однако потом обезображен повсеместными вывесками "Дикси".



22.     Сенная площадь.



23.      Шлиссельбургская больница. С одной половины - отсутствующие кирпичи и окна, с другой - гипрок и новые стеклопакеты.



24.     Изнанка центра.



25.     Вид с острова на крепость Орешек через Новоладожский канал.



26.     Поздняя застройка города.



     Таким образом, хоть город и не является туристической жемчужиной, он все равно пока еще обладает интересными объектами. А из-за прямой доступности от метро, осмотр их не займет много времени и не потребует каких-то усилий. Ну и конечно же, погоду лучше выбирать как можно более солнечную, чтобы получить максимум удовольствия от окружающих водных просторов.
Tags: Шлиссельбург, интересные места, фотографии, фотоэкскурсия
Subscribe

  • На Оредеже. Руины усадьбы Елисеева.

    Фотопрогулкой прошёлся вдоль по Оредежу - от Сиверской до Белогорки. Поснимал и виды руин усадьбы Елисеева, на берегу реки Оредеж, в посёлке…

  • Зеленогорск. Школа №445 и памятник Ленину.

    Одной из самых заметных достопримечательностей Зеленогорска является ансамбль, расположенный рядом с пересечением Приморского проспекта.и проспекта…

  • Прогулка к Невской губе

    "Лето, жара в городе. Включены и работают фонтаны. Сегодня блондинки пьяными купаются в фонтанах и бьют брюнеток на улицах с криками: - Сидишь…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments