lyaguch (lyaguch) wrote in lenobl_travel,
lyaguch
lenobl_travel

Борщёво

Эти места стали предметом очень большого интереса ещё во время поездок на станцию Дно и прошлогоднего путешествия в Заполье. Про пещеры правда мы узнали уже вернувшись, а вот выйти и погулять по Ям-Тёсово хотелось (как оказалось очень даже правильное это было желание) ещё в 2014 году. И вот одним уже по осеннему прохладным майским утром мы двинулись в путь.

Прежде чем говорить о том как мы приехали и немедленно пробрались в пещеры нужно сказать несколько слов, о том, о чём, к сожалению, не пишут на популярных сайтах, пропагандирующих поездки по разным, доселе неизвестным широкой общественности местам Ленинградской области. А именно о том кто и зачем выкопал эти самые штольни/пещеры?

На сайте "Мир подземелий" о борщёвских пещерах говорится следующее:

"Искусственные подземелья, образовавшиеся в результате добычи песка близ деревни Борщёво для Тарковичского стекольного завода(ныне заброшенного и полуразрушенного), в дореволюционные и ранний советский период".

"В 1933 году добыча кварцевого песка производилась «крестьянами ... зимой частью открытым разносом, частью неглубокими штольнями с креплением подпорками». По рассказам старожилов, песок с другого берега оз. Антоново из пещер, что под д. Борщово (в настоящее время - Оредежское сельское поселение), возили лишь до войны, только зимой, по льду. Потом песок привозили откуда-то ниже по течению р. Оредеж, скорее всего из карьеров в п. Плоское (в настоящее время - Толмачёвское городское поселение)"[источник].

Как сегодня выглядит этот завод можно посмотреть здесь.

И ещё немного про этот самый завод и его историю:

История завода началась 28 декабря 1869 года (9 января 1870 года), когда купец 1-й Гильдии коммерции советник Абрам Моисеевич Варшавский получил разрешение на строительство завода «… для производства стеклянной продукции близ деревни Торковичи», а 18 (30) января 1870 года — на выработку её (разрешение на производство работ в избранном им помещении в Лужском уезде Бутковской волости при деревне Торковичи близ станции Оредеж Московской Винадаво-Рыбинской железной дороги). Завод имел одну плавильную печь и занимался изготовлением питейной и аптекарской посуды и телеграфных изоляторов. В 1879 г. годовое производство завода составило 54300 рублей. Рабочих в производстве было занято 164 человека. Завод имел одну плавильную печь и занимался изготовлением питейной и аптекарской посуды и телеграфных изоляторов

В 1881 году завод перешел в собственность петербургского купца первой гильдии Альбрехта Рихардовича Ликфельда и получил название — «Общество стекольного производства А. Р. Ликфельдт». В 1902 году, на территории завода находилось: 20 заводских построек, в том числе два заводских корпуса с ванными, тремя горшечными и 52-мя закальными печами, паровая шлифовальня с сотней шлифовальных и гравировальных станков, две сушильни, кирпичный завод, столярная мастерская, две школы и приёмный покой.

Рабочие Торковичского стекольного завода были активными участниками забастовочного движения 1905 и 1917 годов. Рабочим кружком завода в 1905 году был разработан проект письменной петиции, в которой требовали, чтобы власти отменили казнь кронштадтским и свеаборским матросам, судимым и приговоренным к смертной казни за революционную агитацию и деятельность среди матросов. В том же году рабочие устроили первомайскую демонстрацию. В память этого события Большая Слободская улица п. Торковичи была переименована в Первомайскую.

Также после Октябрьской революции рабочее собрание стекольного завода избрало коллегиальную группу для управления заводом в составе трех человек: Тарасенкова М. М., Иванова Е. А., Кондратьева М. п. Декретом СНК от 30 июня 1918 года акционерное общество было национализировано. Торковичский завод акционерного общества стекольного производства «А.Р. Ликфельд» после национализации 20 февраля 1919 г. перешел в ведение правления «Райстекло», с 1921 г. назывался Государственным стекольным заводом «Торковичи». Дальнейшая подведомственность: январь 1922г. Петростеклотрест, октябрь 1923 г. Петроградское стекольно-промышленное объединение, 26 мая 1924 г. Лужский уисполком. 13 февраля 1926 г. стекольный завод «Торковичи» передан в подчинение Ленинградского государственного стекольного треста.

В советское время завод был одним из предприятий стекольной промышленности, на которых внедрялись передовые технологии. В середине 1990-х здесь организовали нелегальный розлив спиртосодержащей жидкости, а когда всё вскрылось, завод сгорел. 4 января 1996 года завод был закрыт и впоследствии было уничтожено всё оборудование и разрушены все печи[источник 1], [источник 2].

Кстати, имя Ликфельда связано также и с Вырицей. По данным одного из сайтов я нашёл информацию, что в 1914 год кирпичный завод М.Я. Эдвардса в Вырице был куплен Обществом стекольного производства А.Р.Линфельда[источник]. Правда сайт не очень проверен и информация вполне может оказаться ошибочной, но если это так, то в пору воскликнуть что-то вроде: "как тесен мир!"

Автобус из Оредежа отъезжает почти от самого здания вокзала, но толпа дачников не даст вам ошибиться в направлении куда идти. Очень удобно, что автобус стартует почти сразу после прибытия первой электрички из Петербурга - не надо ждать и тратить время, всё внимание сразу на, так сказать, объект.

Ехали мы недолго. По дороге нам встретился очень приятный человек, который показал нам дорогу к пещерам и мы нырнули на тропинку, ведущую сквозь заросли борщевика

вот такая замечательная яблонька встретилась нам среди зарослей борщевика

Постепенно мы дошли до того места, что описывал наш попутчик,

как сказали нам местные жители это - здание разрушеной водонапоной башни. чтобы попасть в пещеры, перед этими развалинами нужно повернуть направо

но решили пройти на берег озера.

Издали озеро впечатляет, но когда ты подходишь к воде,

ощущаешь его красоту и мощь, но в тоже врем спокойствие и умиротворённость, тебя окружает утренняя тишина, прохлада и покой. В такие мгновения оно открывается перед тобой во всей своей красоте.

вид на ту сторону озера, что обращена к Ям-Тёсово

а на том берегу Торковичи

По настоящему удивила чистота воды в озере. Хотя на его берегу стоит несколько больших посёлков и несколько деревень, вода в нём абсолютно прозрачная.

Берега Антоновского озера заросли лесом.

Здесь мы и решили сделать наш первый привал.

И пока одна часть нашего дуэта накрывала, так сказать, на стол, я ползал по окрестностям, стараясь не пропустить ни одного кадра. Ведь кто знает, когда ещё представится возможность вернуться?

Затем мы немного отдохнули

и направились тем самым лесистым берегом

к пещерам, ради которых мы, собственно говоря, приехали в Борщёво.

Первой пещерой в которую мы спустились была самая большая из сохранившегося каскада пещер - двенадцатисводчатая. Глубоко мы (а точнее я, второй участник похода остался снаружи) заходить не стали. Не ожидая увидеть такие размеры пещеры мы не взяли с собой ни каната, ни верёвки - ничего, что могло бы, как клубок из греческих мифов и русских сказок, помочь выбраться из лабиринта.

Вход в пещеру найти оказалось нетрудно и, судя по рисункам над входом, где там внутри запрятался Бэтмен со своим бэт-мобилем.

Кстати, знак Бэтмена тут не просто так - в этой пещере действительно живут летучие мыши, к сожалению они так быстро пролетели мимо меня, что не только сфотографировать, а даже фотоаппарат включить я не успел

а рядом со входом нас встречала улыбка, чтобы было не страшно залезать внутрь

Это был, по-видимому, главный зал, откуда ходы-корридоры расходятся в разные стороны пещеры.

видимо кто-то справлял здесь Новый Год, ну или просто нарядил ёлочку. В пещерах, к слову, довольно холодно, но по-видимому холодно одинаково что зимой, что летом, а потому спуск возможен и зимой. Так что ёлочка запросто могла приветствовать туристов

потолки в этих пещерах, рисунки, которые образуют слои песка это - отдельная тема, просто насладитесь творением природы, которое пока ещё не угробил человек

Я выбрал один и шанул вперёд.

Но скоро стало понятно, что впереди ещё одна развилка

и через небольшой промежуток времени я стал понимать, что считать повороты и направления, одновременно фотографируя и осматривая всё вокруг широко открытыми глазам и с одним только возгласом "Вау!" не получается, заглянув в ещё один закоулок

я поспешил к выходу.

Посмотрев на солнце, озеро и оставшийся на другой стороне поселок Торковичи

мы двинулись к следующей пещере.

Вход в эту пещеру мало чем отличается от предыдущей. Такая же решётка, такая же табличка. Всё-таки хотя бы немного, но областное правительство вспоминает, что Ленинградская область - чрезвычайно богатый достопримечательностями край. Но не будем о грустном - тема так называемой поддержки туризма это отдельный и довольно долгий разговор.

На входе эта пещера тоже богата развилками, но все они образуются замкнутый круг и потому заблудиться невозможно, да и боязни после первой пещеры стало сильно меньше. Единственное что вызывало опасение - возможность обрушения потолка. Всё-таки штольни кое-где обрушались и это видно, потому опасения эти показались небеспочвенными.

Я свернул в один из корридоров

Дальше небольшой фотоотчёт о красоте борщёвских пещер

Осмотревшись и погуляв по пещере я, порядком замёрзший, поспешил к выходу. Дело в том, что в пещерах было очень холодно даже когда температура на улице перевалила рубеж в +20 градусов цельсия.

Выйдя из пещеры мы ещё раз полюбовались красотой Антоновского озера

и стали думать что делать дальше. Встреченный в автобусе человек говорил, что отправляет нас к большим пещерам, а на другой стороне холма есть другая, маленькая пещера. Но как её найти? Было решено идти берегом в сторону Ям-Тёсова и так выйти к этой пещере. И мы отправились в путь.

Постепенно лес на склоне холма становился всё гуще, а сам берег всё более обрывистым и мало проходимым.

Честно сказать, минут через двадцать пробирания через заросли по обрывистому берегу с одной стороны и заполоченную прибрежную полосу с другой, мы молодушно хотели повернуть назад и вернуться на остановку или обойти как-то холм. Но в итоге мы решили взобраться на холм и выйти к деревне.

Надо сказать, что идея выглядела очень даже простой в реализации пока мы лезли на холм, но уже на подступах и на самой вершине стало понятно, что пробираться (слезать было ещё старшнее) через самую настоящую чащу, но отступать было некуда и мы двинулись в путь.

добравшись до вершины холма я обернулся назад, чтобы посмотреть через что мы уже прошли

а это то, через что нам ещё предстояло пройти. Но на фото просто красивая веточка и красивый и не по летнему жёлты лист

Но наконец впереди свет, лес закончился и нам окрылся потрясающий вид. Деревня с холма была как на ладони.

Мы немного огляделись и полюбовались красотой здешних мест.

Видите там, в далеке, грунтовую дорогу, ведущую из деревни? К ней-то мы и направились. Как всегда напрямик, через траву. Спускаясь и двигаясь к дороге мы сделали ещё несколько фото.

Наконец мы вышли на грунтовую дорогу

жёлтая табличка впереди справа это ещё один указатель, что мы

мы повернули налево, в сторону озера и скоро оказались у подножия настоящей горы

и оттуда мы направились на поиски

такая вот мини-пещера по дороге к берегу, но не она была нашей целью

Ласточкины гнёзда на обрывистом берегу Антоновского озера

и вот наконец мы достигли цели, перед нами был вход в третью, последнюю из сохранившихся пещер в районе деревни Борщёво.

И несколько фотографий её внутреннего убранства.

Осмотрев пещеру мы вернулись к холму, устроили привал,

а затем посмотрели на озеро с высоты нескольких метров.

К сожалению, наше время в Борщёво подходило к концу,

впередиждали автобус и следующая остановка - посёлок Ям-Тёсово, но об этом в следующей части.
Tags: Лужский район, Оредеж, область, пещеры, путешествия, фото, фотографии, фотоэкскурсия

• Сестрорецкое болото

Традиционная уже осення вылазка на Сестрорецкое болото, теперь с крошкой дроном. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7.

• Раковые озёра, природный маршрут

Чуть меньше километра по дороге от предыдущей точки и мы на месте, здесь начинается природный маршрут. 1. Типовой столб, отмечающий вход на…

• Раковые озёра, исторический маршрут

1. Немного не доезжая до основной экотропы у Раковых озер, находится ещё одна, покороче - исторический маршрут "Память Зимней войны".…